Урок русского языка в 4 классе
по теме: «Образование глаголов прошедшего времени и написание словообразующего
суффикса»
Основное
содержание.
Тип
урока:
комбинированный
Дидактическая цель:
Ø создать условия для
осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной
информации
Задачи урока:
Ø
познакомить
учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
Ø
развивать
умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой
форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего
времени;
Ø
формировать
универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные,
регулятивные;
Ø
работать
над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
Ø
воспитывать
интерес к предмету.
Основной дидактический метод:
Ø частично – поисковый
Оборудование:
Ø
«Русский
язык» Л.М.Зеленина 4 класс
Ø
«Проверочные работы по русскому языку» - 4 класс
Ø таблицы
Ход урока:
I.
Организация класса.
Приветствие, проверка выполнения домашнего
задания.
Учитель.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- Как вы
думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке? (О глаголе)
I.Орфографическая
минутка.
Запись слов
на доске.
Заболел, побелила, отводили, пас, вез.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
2.
Актуализация опорных знаний.
– Что общего у всех этих глаголов? ( Пр.в.)
– Как вы это определили? (По вопросу)
– Какая морфемная особенность почти у всех
глаголов в прошедшем времени?
(Суффикс
)
– У какого глагола нет этого признака? (Пас,
вёз)
– Образуйте инфинитив от глаголов: пас, вез.
Что заметили? (
)
– Сделайте вывод.
В ы в о
д:
у глаголов в неопределенной форме с
суффиксом -ти в прошедшем времени
в мужском роде отсутствует суффикс -л-.
– На какие группы вы бы разделили эти глаголы?
(В н.ф. на –ть, -ти)
Ученик.
Этот хитренький глагол
Себе время изобрел.
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера, - кричал,- ушел».
«Завтра, - скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему!
- Сегодня
мы продолжим разговор о глаголе, узнаем
о нём много нового.
По
частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после
существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о
глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.
- Соберём уже известную информацию о глаголе.
1. Глаголы изменяются по ….. (временам)
2. Назовите суффиксы глаголов неопределённой
формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
3. На какую форму глагола указывает суффикс
-л-? (на форму глаголов прошедшего
времени)
4. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-,
-я-, - и-, -ы-, -о-, -е, -ну-, -ова-)
1. Как
проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени перед формообразующим
суффиксом?
2. Почему
некоторые суффиксы не включаются в основу слова?
- Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас?
Почему возникли затруднения? (Имеющихся
знаний недостаточно)
- Вернёмся к этим вопросам
в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.
II.
Минутка чистописания.
На доске: Ш Ц Ж
Не угадаешь,
где найдёшь, где потеряешь.
- Назовите буквы, записанные в минутке
чистописания. Что в них общего?
(Заглавные, обозначают твёрдые согласные звуки).
- Какая буква лишняя и почему? ( Буква «Ц», так как она обозначает непарный
звук. )
(Написание букв.)
- Работа с пословицей.
Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
Спишите. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки. (Время,
лицо, число) (Будущее время, 2 лицо,
единственное число)
III.
Актуализация знаний.
Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.
- Какой
глагол лишний, почему? («Найдёшь» –
глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные)
- Измените глаголы с безударными окончаниями в
инфинитив.
Запись: угадать, потерять.
-
Разберите по составу.
Таблица
угадать –
угадал
потерять -
потерял
. Что заметили интересного? (Основа та же, только суффикс – -ть-
поменялся на суффикс -л-). В каком времени стоят эти глаголы? Допишите глаголы
в прошедшем времени к соответствующим инфинитивам.
-
Определим более точно тему
урока.
(Тема урока) Вывод учеников
- Сегодня на уроке мы подробно поговорим о
глаголах в прошедшем времени, научимся писать и проверять написание безударных
суффиксов глаголов прошедшего времени, а ещё узнаем о том, что суффиксы могут
служить не только для образования новых слов.
IV.
«Открытие» нового
знания.
- Проверим вашу догадку.
Основа
инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же, выделите её.
-Сверим наш вывод с правилом.
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-.
Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых
окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего
основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.
ТАБЛИЦА.
- Создайте
таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».
(Дети составляют опору)
ходить – ть + л
= ходил
Рассмотрим таблицу стр. 71 упр.41
Что изменяется при подстановке суффиксов?
(Форма слова).
- Назовите, как называются суффиксы, которые
служат для образования слов ( словообразующие) и как те, которые служат для
образования формы (формообразующие).
- Какие из них, по – вашему, будут включаться в
основу, а какие нет?
Вывод
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется
та же буква, что и в неопределённой форме
(посеять – посеял)
Физминутка.
Мы в ладоши хлопаем. Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ногами топаем. Топ, топ, топ.
Вертим головой.
Руки в боки, руки вниз
И тихонечко садись.
Работа
со словами.
На доске.
Мысл_л, куш_л, закле_л.
- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.
- Они
вызывают при написании сомнение?
(Безударные, стоят в слабой позиции)
Вывод
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется
та же буква, что и в неопределённой форме
(посеять – посеял)
V.
Первичное закрепление
изученного.
Работа по
группам
- Вставьте пропущенные суффиксы, напишите
инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами.
1 группа. 2 группа. 3 группа.
пола_ла
- … увид_л - …. брос_ли - …
выдерж_л
- … высуш_ла - … вытерп_ла - …
выглад_ли
- … замяук_ли - … советов_л - …
плак_ло
- … сып_ло - … готов_ло - …
Взаимопроверка. Оценивание
работы учащимися.
VI.
Самостоятельная работа.
Стр.74 упр. 46
Взаимопроверка
Какой
формообразующий суффикс выделили? А
словообразующие?
Итог урока.
- А теперь снова
обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них
ответ.
1.
Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени перед
формообразующим суффиксом?
2. Почему некоторые суффиксы не включаются в
основу слова?
- Оцените усвоение вами
материала, изученного на уроке, по рисунку. (Рассказ друг другу)
VII. Домашнее задание: выучить правило стр.71, упр.47 стр.74, написать фразеологические обороты.
|