Воскресенье
28.04.2024
22:42
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [4]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Файлы » Мои файлы

Урок русского языка в 4 классе"«Образование глаголов прошедшего времени и написание словообразующего суффикса» Учитель Лисовенко С.В.
28.01.2013, 22:53

 

  Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени и написание словообразующего суффикса»

 

 Основное содержание.

    Тип урока: комбинированный

    Дидактическая цель:

Ø    создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации  

   Задачи урока:

Ø                                                      познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;

Ø                                                      развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;

Ø                                                      формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

Ø                                                      работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

Ø                                                      воспитывать интерес к предмету.

    Основной дидактический метод:

Ø    частично – поисковый

    Оборудование:

Ø    «Русский язык»  Л.М.Зеленина 4 класс

Ø    «Проверочные работы по русскому языку»  - 4 класс

Ø    таблицы

                                                                                        

Ход урока:

      I.            Организация класса.

Приветствие, проверка выполнения домашнего задания.

Учитель.

                                                Что без меня предметы?

                                                Лишь названья.

                                                А я приду –

                                                Всё в действие придет.

                                               Летит ракета.

                                               Люди строят зданья.

                                               Цветут сады.

                                               И хлеб в полях растёт.

- Как  вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке? (О глаголе)

I.Орфографическая минутка.

 Запись слов  на доске.

Заболел, побелила, отводили,   пас, вез.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

2. Актуализация опорных знаний.

– Что общего у всех этих глаголов? ( Пр.в.)


– Как вы это определили? (По вопросу)

– Какая морфемная особенность почти у всех глаголов в прошедшем  времени? (Суффикс )

– У какого глагола нет этого признака? (Пас, вёз)

– Образуйте инфинитив от глаголов: пас, вез. Что заметили? ( )

 

– Сделайте вывод.

В ы в о д: у глаголов в неопределенной форме с суффиксом -ти  в прошедшем времени в мужском роде отсутствует суффикс -л-.

– На какие группы вы бы разделили эти глаголы? (В н.ф. на –ть, -ти)


Ученик.

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера, - кричал,- ушел».

«Завтра, - скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

-  Сегодня мы продолжим разговор о глаголе,  узнаем о нём много нового.

 По частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании. 

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

1. Глаголы изменяются по ….. (временам)

2. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

3. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени) 

4. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-, -е, -ну-, -ова-) 


1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени перед формообразующим суффиксом?

2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?

- Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения? (Имеющихся знаний недостаточно)

- Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.

                                      II.                       Минутка чистописания.

На доске:            Ш  Ц  Ж

                          Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.

- Назовите буквы, записанные в минутке чистописания. Что в них общего?  (Заглавные, обозначают твёрдые согласные звуки).

- Какая буква лишняя и почему? (   Буква «Ц», так как она обозначает непарный звук. )

(Написание букв.)

- Работа с пословицей.

Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки. (Время, лицо, число)  (Будущее время, 2 лицо, единственное число)

III.            Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

  - Какой глагол лишний, почему?  («Найдёшь» – глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные)

- Измените глаголы с безударными окончаниями в инфинитив.

Запись:  угадать, потерять.

 - Разберите по составу.

 Таблица

угадать – угадал

потерять - потерял

. Что заметили интересного?  (Основа та же, только суффикс – -ть- поменялся на суффикс -л-). В каком времени стоят эти глаголы? Допишите глаголы в прошедшем времени к соответствующим инфинитивам.

-   Определим более точно  тему урока. 

  (Тема урока) Вывод учеников

- Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся писать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени, а ещё узнаем о том, что суффиксы могут служить не только для образования новых слов.

IV.            «Открытие» нового знания.

- Проверим вашу догадку.

 Основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же, выделите её.

-Сверим наш вывод с правилом.

Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.

ТАБЛИЦА.

- Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».

(Дети составляют опору)

ходить – ть + л = ходил

  Рассмотрим  таблицу стр. 71 упр.41

Что изменяется при подстановке  суффиксов?  (Форма слова). 

- Назовите, как называются суффиксы, которые служат для образования слов ( словообразующие) и как те, которые служат для образования формы (формообразующие).

 - Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? 

Вывод

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме  (посеять – посеял)

Физминутка.

Мы в ладоши хлопаем. Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ногами топаем. Топ, топ, топ.

Вертим головой.

Руки в боки, руки вниз

И тихонечко садись.

  Работа со словами.

На доске.

Мысл_л, куш_л, закле_л.

- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

-  Они вызывают при написании сомнение?  (Безударные, стоят в слабой позиции)

Вывод

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме  (посеять – посеял)

   V.            Первичное закрепление изученного.

Работа по группам  

- Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. 

       1 группа.                         2 группа.                     3 группа.

пола_ла - …                     увид_л - ….                 брос_ли - …

выдерж_л - …                высуш_ла - …             вытерп_ла - …

выглад_ли - …               замяук_ли - …            советов_л - …

плак_ло - …                    сып_ло - …                  готов_ло - … 

Взаимопроверка.  Оценивание работы учащимися.  

VI.            Самостоятельная работа.

Стр.74 упр. 46

Взаимопроверка

  Какой формообразующий суффикс выделили? А  словообразующие?

  Итог урока.

- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.

        1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени перед формообразующим суффиксом?

2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?     

- Оцените усвоение вами материала, изученного на уроке, по рисунку. (Рассказ друг другу)

VII.                             Домашнее задание:  выучить правило стр.71, упр.47 стр.74,  написать фразеологические обороты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Swetaash4
Просмотров: 12377 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergRap  
0
<a href=http://zmkshop.ru/nashi-raboty/>изготовление метал и обработкаярославль</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz